Государство выделяет операторам связи определённые диапазоны телефонных номеров. Их операторы затем распространяют среди своих абонентов — продавая или предоставляя бесплатно.
Контроль за этим процессом осуществляет национальный регулятор в сфере связи — Роскомнадзор. Государственный орган упорядочивает распределение и эффективное использование телефонных номеров по всей стране.
По состоянию на 2024 год в России насчитывалось около 317 миллионов активных сим-карт. Чтобы избежать дефицита номеров, неактивные симки блокируются, а затем могут быть перераспределены или проданы другим пользователям. В статье расскажем причины, по которым происходит блокировка номеров, и можно ли их разблокировать.
Что значит номер заблокирован?
Это означает, что использование данного номера телефона временно или постоянно ограничено оператором связи или самим абонентом. В таком состоянии с сим-карты нельзя совершать и принимать звонки, отправлять и получать СМС, а также пользоваться мобильным интернетом.
Что происходит при блокировке?
- При попытке дозвониться можно услышать короткие или «ненормальные» гудки, сообщения оператора о том, что абонент недоступен или что номер временно не обслуживается.
- Входящие звонки и СМС могут быть недоступны.
- В мессенджерах (WhatsApp, Viber, Telegram) блокировка по номеру телефона может проявляться по-разному. Звонки могут автоматически прерываться, сообщения не доставляться, а профиль абонента — становиться недоступным.
- Если оператор заблокировал номер телефона, абонент не сможет пользоваться платными услугами, но иногда входящие вызовы и сообщения остаются доступными.
Таким образом, заблокированная симка приводит к невозможности полноценно пользоваться услугами связи до устранения проблемы или до истечения срока блокировки.
Причины блокировки
- Отрицательный баланс или задолженность. Если на счёте образовалась задолженность, оператор может ограничить доступ к услугам связи до погашения задолженности.
- Длительное неиспользование номера. При отсутствии активности (звонков, пополнений) в течение определённого времени номер может быть временно заблокирован, а затем и вовсе аннулирован с последующей передачей другому абоненту.
- Неверный ввод пин-кода. Три неудачные попытки ввода пин-кода приводят к блокировке сим-карты, для разблокировки требуется PUK-код.
- Добровольная блокировка. Абонент может самостоятельно временно заблокировать симку: например, при потере телефона или длительном отсутствии. Абоненты СберМобайл для этого могут обратиться в контактный центр по телефону +7 (499) 651 4444.
- Нарушение условий договора. Оператор может заблокировать номер при подозрении на мошенничество или другие нарушения.
- Отсутствие актуальных персональных данных. Если абонент не предоставил или не обновил свои данные в соответствии с требованиями оператора и законодательства.
Разблокировка
Если симка была заблокирована абонентом на время отъезда, для разблокировки номера следует связаться со специалистами службы поддержки по телефону +7 (499) 651 4444 (для абонентов СберМобайл). При звонке нужно предоставить информацию, подтверждающую личность и право на владение сим-картой. Это могут быть паспортные данные, номер договора или другие сведения, которые потребуются специалисту для идентификации. После успешного прохождения проверки сим-карта будет разблокирована, и можно будет снова пользоваться услугами связи.
Абонента, который не пользуется сим-картой, то есть не совершает платные действия (звонки, отправка сообщений, выход в интернет), считают отказавшимся от услуг связи. Он имеет право сделать это в любое время. После этого оператор может в одностороннем порядке расторгнуть договор и вернуть номер в свободную продажу.
Если симка заблокирована оператором, попытайтесь вспомнить, когда вы пользовались ей в последний раз. У вас ещё есть возможность вернуть ваш прежний номер, если прошло не более двух месяцев с последнего использования. Но если срок истёк, к сожалению, возврат невозможен. Чтобы узнать о возможности разблокировки, позвоните в контактный центр СберМобайл.
Заключение
Если у вас есть телефонный номер, который вы редко используете, важно принять определённые меры. Они помогут избежать блокировки или отзыва, а также связанных с этим неудобств. Вот рекомендации, которые помогут сохранить симку активной:
- Актуализируйте личные данные у оператора. Если меняли паспорт, ФИО, обязательно сообщите об этом.
- Следите за состоянием счёта. Не допускайте образования задолженности, избегайте полного обнуления баланса.
- Поддерживайте минимальную активность. Периодически совершайте звонки, отправляйте СМС или пользуйтесь мобильным интернетом.
- Соблюдайте правила и условия договора. Избегайте действий, которые могут быть расценены как нарушение: это могут быть рассылка спама, мошеннические звонки или другие подозрительные операции.
- Выбирайте тариф с длительным сроком бездействия. Многие операторы предусматривают ограничение по времени бездействия номера, после которого он может быть заблокирован.
- При длительном отсутствии используйте добровольную блокировку. Если знаете, что надолго уезжаете и не планируете пользоваться данной сим-картой.